Джиу-джитсу, краткая историческая справка

Согласно наиболее популярной версии, джиу-джитсу (более правильное произношение – дзю-дзюцу) возникло во времена войны феодальных кланов Тайра и Минамото в 11 — 12 вв. н. э. Врач Акаяма Сиробеи, в совершенстве владевший распространенными тогда единоборствами коуг соку (в переводе — «латы, которые всегда при себе») и косино мавари, или коси мавари («панцирь, защищающий поясницу»), отправился для совершенствования своих познаний в области медицины в Китай, где познакомился с рядом местных единоборств. Вернувшись, он решил систематизировать все известные ему приемы борьбы без оружия и создать единую систему со своими принципами и методами.

Прекратив практику, он заперся в своем доме вместе с лучшими учениками и единомышленниками и 12 месяцев спустя представил специально созванной императорской комиссии 3 тысячи приемов рукопашного боя, заявив, что с их помощью может справиться с любым соперником, как невооруженным, так и вооруженным. После долгого просмотра и основательного обсуждения комиссия отобрала лишь 300 приемов — остальные заканчивались смертельно и потрясали своей жестокостью. Так возникло новое искусство, которое разнесли по Японии ученики Сиробеи. Воинственным самурайские кланы сразу взяли его на вооружение.

А оружием оно действительно было мощным. По преданиям, самураи, хватая в пылу борьбы противника, вырывали у него куски мяса вместе с обломками костей, сами того не замечая, а уж если человек попадался на прием, то можно было считать, что бой точно окончен. Кстати, рассказывают, что у Гитина Фунакоси был учитель джиу-джитсу, который, сколько бы ни брал в руку бамбуковых палок, расщеплял их одним движением.

О самураях хотелось бы сказать особо. Из нашей литературы складывается впечатление, что они были жестокими кровожадными убийцами, и у нас понятие «самурай» употребляется с отрицательным оттенком. Но это неверно. Самураев можно сравнить со средневековыми рыцарями Запада, и это военное сословие не было ни жестоким, ни кровожадным (слово «самурай» происходит от глагола «сабурау» — охранять, служить великому человеку, человеку высшего сословия) и первоначально имело смысл «личный слуга». Благородные воины, настоящие джентльмены, они наносили противнику смертельные раны только в том случае, если он посягал на их жизнь. И жили они согласно бусидо — кодексу чести и традиционной самурайской морали, в котором главными принципами были скромность, мужество, доброта, вежливость, уважение к людям, искренность и честность. Слово самурая было законом, верность долгу («самурай не оставит своего господина, даже если число его вассалов сократится со ста до десяти и с десяти до одного»).

Самурай никогда не нападал на слабого, презирал деньги, а прежде чем напасть на врага, кричал: «Извольте защищаться!» или «Извольте умереть!». В бусидо говорилось, что обладающий лишь грубой силой недостоин звания самурая, и они изучали науки, владели живописью, были неплохими поэтами и даже иногда на поле боя слагали стихи, воспевающие мужество и храбрость только что побежденного противника, в совершенстве знали чайную церемонию и каллиграфию — как и искусство боя. Рыцарями они оставались даже в случае поражения — самурай называл победителю свое имя и с улыбкой на устах делал сепукку (самоубийство вспарыванием живота).

В то же время стоит отметить, что среди самураев было обычным делом придумывать про себя всевозможные героические истории. И чем они были напыщеннее, тем лучше. Вообще, это свойственно восточным странам: в Китае, например, что ни воодушевленная история про местных мастеров, то обязательно победа в сражении с ужасными бойцами из других стран: Японии, России, Германии, Кореи и т. п. И ничего странного, что этих страшных мастеров у себя в странах никто не знал.  

Примерно до XIV века развитие джиу-джитсу шло по замкнутой клановой системе.

Часть кланов продолжала сохранять верность традициям и культивировать классическое направление, уже утратившее эффективность, другие вносили в джиу-джитсу необходимые изменения: кто-то отказался от борцовских приемов, кто-то начал комбинировать борцовскую технику с ударной.

А лишь в XVI веке появился и сам термин «джиу-джитсу». В русском языке он имеет порядка десяти переводов, наиболее распространенными вариантами  являются «тайное искусство», «незаметное искусство», «искусство четырех пальцев», «искусство незаметного отключения» и поэтический — «ветка, не сломленная снегом».

Джиу-джитсу в отличие от ушу, каратэ и др. никогда не становилось всеобщим достоянием и преимущественно культивировалось самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал фамильную школу.

В 1868 году Японию потрясла буржуазная революция Мэйдзи, разрушившая феодализм и отнявшая у самураев былое влияние, почет и уважение. Многие японцы покинули родину, эмигрировав в Европу и США, и вместе с ними эмигрировало и джиу-джитсу, вызвавшее повышенный интерес спецслужб европейских стран — в первую очередь Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Франции. Кстати, очень сильные мастера, владеющие джиу-джитсу, были в генеральном штабе русской армии, в армейской разведке и контрразведке, а также в третьем департаменте полиции, где оно использовалось в основном для разгона демонстраций без применения оружия.

Массовое развитие джиу-джитсу получило в России уже после Октябрьской революции, в двадцатых годах, благодаря Василию Ощепкову и Виктору Спиридонову. С 1907 года 14–летний подросток Василий Ощепков обучался в духовной семинарии Русской православной миссии в Токио. В семинарии, как и во всех средних учебных заведениях Японии, преподавалось дзюдо, которое сильно заинтересовало мальчика. Добившись первых успехов в его освоении, Василий в 1911 году поступил в Кодокан – главный центр дзюдо в Японии. И уже через два года, на весеннем турнире по рандори он завоевал право подпоясать свое дзюдоги черным поясом. Ощепков стал первым русским и одним из всего лишь четверых европейцев, удостоенным к тому времени первого дана. «Русский медведь», как его называла японская пресса, ни раз завоевывал на состязаниях призы и пользовался известностью среди японских спортсменов. Кстати говоря, дзюдо того времени (или дзюудо, как его называл сам Ощепков) сильно отличалось от современного спортивного варианта и в нем ещё было достаточно много элементов джиу-джитсу.

Возвратившись в Россию, Василий Ощепков стал работать военным переводчиком в контрразведке, а затем в разведке. А уже вскоре, в 1914 году, во Владивостокском обществе «Спорт» он создал любительский кружок дзюдо, насчитывавший 50 занимающихся и проводивший внутренние состязания. Так, благодаря Василию Ощепкову, Россия стала одной из первых европейских стран, где практиковалась эта японская борьба.

В 1920 году преподавательская работа Василия Сергеевича временно прерывается – в стране в то время бушевала Гражданская война. Вскоре он становится резидентом Разведупра на Южном Сахалине, а чуть позже в Токио, где занимается сбором разведывательной информации.

Снова оказавшись во Владивостоке в 1926 году, Ощепков преподает дзюдо на трехмесячных курсах инструкторов и, пользуясь своим правом мастера второго дана, присваивает выпускникам ученические пояса в соответствии с успехами каждого. После его перевода в Новосибирск в разведотдел Сибирского военного округа, его ученики активно продолжали занятия дзюдо вплоть до 1931 года и даже организовывали в Морском интернациональном клубе самодеятельные международные встречи на татами с иностранными моряками.

В Новосибирске Василий Сергеевич так же организовывает кружок для своих коллег – сотрудников штаба, преподает дзюдо в обществе «Динамо» и школе милиции. Затем переезд в Москву и все та же кипучая деятельность. Организация кружков, семинаров, соревнований и конечно же преподавание в Государственном центральном институте физической культуры (ГЦИФК). Наконец в 1936 году была создана Всесоюзная секция (т. е. федерация) дзюдо, председателем которой был избран В. С. Ощепков. Вместе с тем большая работа велась над всеобъемлющим пособием по дзюдо. Однако завершить этот труд, ему было уже не суждено: осенью 1937 года он был арестован как «японский шпион» и умер в тюрьме. Его ученики обогатили японскую технику приемами национальных видов борьбы и успешно выступали на международных соревнованиях.

Параллельно полковник НКВД Виктор Спиридонов на базе джиу-джитсу разработал САМОЗ — прикладную технику самозащиты, которой прекрасно владели представители советской военной разведки и контрразведки. Так, в книге В. Богомолова «В августе сорок четвертого…» (другое название — «Момент истины») описываются работники СМЕРШа, которые могли голыми руками задерживать хорошо вооруженных диверсантов, уклоняться от выстрелов с близкого расстояния и т. п.

В 1946 году искусство самообороны получило название САМБО (самооборона без оружия), а затем этот вид, еще в 1938 году включавший по классификации А. Харлампиева 8,5 тысячи приемов (для сравнения: в джиу-джитсу 10 тысяч приемов), утратил прикладное значение, ударную технику и стал спортивной дисциплиной. Ну а сам спорт приобрел политическую окраску, так как победы оказались важнее знания искусства в целом. Хотя, параллельно спортивному направлению развивается и боевое самбо.

Широкое распространение в мире джиу-джитсу, как и другие боевые искусства, получило лишь в пятидесятых годах, после того как представители различных видов совершили демонстрационно-коммерческие турне по всем континентам. Правда, джиу-джитсу уступило в популярности айкидо, каратэ, ушу и таэквондо, но тем не менее оно культивируется многими международными организациями.

Сегодняшнее джиу-джитсу — это искусство ведения боя с оружием и без оружия, в техническом арсенале которого примерно 60 процентов борцовских приемов и 40 процентов ударных. Но соотношение может варьироваться в зависимости от стиля и традиций клубов. Haверное, среди всех боевых искусств джиу-джитсу является наиболее демократичной системой, поскольку каждая федерация и каждый клуб имеет право вводить в свою программу и методику те базовые элементы, которые присущи для традиций этой страны. То есть здесь полностью отсутствует железная направляющая рука, нет диктата, нет рельсов, по которым можно ехать только в одном направлении и никуда больше, и дается право на творчество. Благодаря этому идет обогащение системы, так как каждый вносит в нее то, что считает нужным (хотя, конечно же, в ней есть определенная база и генеральное направление).

Естественно, что есть свои значительные отличительные особенности и у крупных мастеров. У каждого из них свой индивидуальный вариант, даже если они занимаются по одной школе, а если школы разные, то различий еще больше.

Исходя из этого, следующие виды национального джиу-джитсу в разных странах: Тойде — Япония, Хапкидо — Корея, Циньна — Китай, боевое самбо — Россия и др.

У родоначальников джиу-джитсу в Японии Федерации отсутствует, и представляют джиу-джитсу фамильные мастера, то есть прямые потомки самурайских родов, культивировавших издавна тот или иной стиль. Всего существует более 200 стилей, но наиболее крупных — 10-12.

Различия между стилями, которые в своей базовой технике не используют оружие, в целом незначительны — они в основном касаются стоек, положения корпуса, определенных элементов входа и выхода из приема, проведения тех или иных технических действий. И различия эти видны только высококлассному специалисту, потому что они заключаются только в базовых фамильных традициях — один клан издревле делал упор на удар кулаком, другой — на залом пальцев, и это было введено в ранг абсолюта и остается в этом ранге по сей день. Но зато у стилей, которые применяют различные варианты оружия, отличий много, так как техника подстраивается под предмет, будь то явара (короткая палка), дзё (средняя палка), бо (двухметровый шест), нагината (бо с острым лезвием на конце), вэй (веревка, пояс) или другой вид.

Классическое джиу-джитсу фамильных мастеров — это дань истории, красивое исполнение сложной техники, преимущественно в системе парных ката, выигрывая в зрелищности, проигрывает в эффективности, так как в боевой ситуации современной жизни практически бесполезно.

В современных условиях закрытые школы и спецслужбы различных стран изучают джиу-джитсу в виде не спортивном, приближенном по принципам к изначальному, но, конечно, видоизмененному под требования современности, «спортивные» же школы (все школы джиу-джитсу можно считать спортивными лишь отчасти и только в сравнении с неспортивным джиу-джитсу) используют более мягкую технику, но всегда применяя технику ударов по болевым и наиболее уязвимым точкам тела. Исключение составляет не так давно получившее распространение соревновательное джиу-джитсу (как самостоятельный вид спорта), в котором, по большому счету, от джиу-джитсу осталось только название.

Также стоит отметить, что стремление продавать, маркетинговые подходы, проникли слишком глубоко в существование современного общества, и боевые искусства не остаются в стороне от данной болезни, поэтому каких только джиу-джитсу сейчас не увидишь. И не только джиу-джитсу. 

Можно много рассуждать о стилистических направлениях, их особенностях, различных мастерах, приводя конкретные примеры и имена, но это более занятия для тех, кто не практикует боевые искусства. Разговоры о боевых искусствах – это не боевое искусство. Во всем нужно видеть единую суть.

Джиу-джитсу в целом при правильном понимании является эффективным боевым искусством и оно успешно используется в разного рода нестандартных ситуациях, так что интерес к нему спецслужб многих стран мира не случаен.


Первые две тренировки пробные.
8 (495) 452 7477 или

оставить заявку
Записаться на тренировку









 
Первые две тренировки пробные
Новичкам не позднее двух недель c начала занятий необходимо предоставить медицинскую справку из Спортивно-физкультурного диспансера
Анкета для секции заполняется в рабочем порядке не позднее месяца с начала тренировок. В этот же срок оформляется Будо-паспорт
Не забывайте указывать Ваши контакты для обратной связи!

Оставить заявку